ЭРОС В АДУ

Интервью с Шодзин Фукуи (Shozin Fukui)

Даже фанатичные поклонники японского андерграунда, наверное, не сразу вспомнят имя Шодзина Фукуи (Shozin Fukui). Возможно это связано с тем, что после того, как в 1996 году вышел его под завязку набитый клаустрофобией и ультра-насилием, мозгодробильный фильм “Любитель резины”, Фукуи выпал из поля зрения более чем на 10 лет.

Но теперь он вернулся, и наступает с удвоенной силой - не только его старые фильмы были выпущены на DVD в США (дистрибьютор Unearthed Films) и Японии, но также он представляет свой новый, уже даже не фильм, а тотальную психо-атаку “The Hiding”.

Родившийся в префектуре Хёго в Кансаи, Фукуи переехал в Токио в 1980-х и быстро погрузился в киносреду панк-андеграунда. В 1988 году, Фукуи работал над “Тэцуо: Железный человек ” (вместе с Шинья Цукамото) - научно-фантастическим боди-хоррором о слиянии человека и машины, а если точнее, человека и металлолома, который мгновенно стал квинтэссенцией японского киберпанк-кинематографа. Представьте себе, вы бреетесь утром перед зеркалом и замечаете кусок провода, торчащий из вашей щеки... и это только начало!

Но в отличие от Цукамото, который сфокусировался на исследовании телесности в своих следующих фильмах, Фукуи ушел в еще более экстремальную область – в психику и мозг. Уже работая в “Тэцуо”, он параллельно снял довольно тревожный 33-минутный фильм “Caterpillar” (1988). Но полноценным дебютом стал “Пиноккио 964” (1991), который сделал ему имя. Сюжет простой: Пиноккио был нормальным молодым человеком, пока не был похищен злобной корпораций, занимающейся промывкой мозгов и превращением людей в секс-рабов киборгов для продажи. Он встречает Химико, беспризорную девушку, живущую на заброшенном складе. Они влюбляются друг в друга, к Пиноккио частично возвращается память и он принимает решение отомстить злой компании и ее сотрудникам, которые сотворили с ним такое.

Но не сюжет сделал фильм культовым, а чистое безумие разыгрываемое на экране. Химико сумасшедшая, как сам ад, но не спешите с выводами, пока не увидите Пиноккио, несущегося в безумной ярости по центральным улицам Синдзюку, выбегающего на пустырь, прикованного к стальной пирамиде, его мозг истерзан и ослеплен жаждой кровавой мести.

Если “Пиноккио 964” был кошмаром, полным умопомрачительных сцен, то в следующем фильме “Любитель резины” (1996) Фукуи вводит элементы клаустрофобии. Жестокий эксперимент сумасшедших ученых, который проходит неправильно, все происходит в их крошечной лаборатории.

После такого, даже Фукуи понадобилось десять лет покоя. Но вот он вернулся с новым фильмом “Hiding”, это его первая цифровая работа. “Hiding” - 40 минутный фильм, история о девушке-хикикомори (хикикомори - острая социальная самоизоляция), которая боится всего, что находится за дверью. Но в конце концов, ей необходимо вынести мусорное ведро. С этого момента начинают происходить странные и очень жестокие вещи... или это всего лишь фантазии одинокой, испуганной девушки?

Беспокойный, хотя и не такой напряженный, как ранние работы Фукуи, “Hiding” является промежуточным фильмом в карьере Фукуи, неким “предупреждением” о возвращении режиссера на экран после долгого отсутствия. Уже готов и ждет своего часа следующий фильм, озаглавленный как “S-94”. Это работа в совершенно другой тематике, в которой Фукуи наверное зашел в еще более страшные и экстремальные крайности. Помимо кино, Фукуи также работает в крошечном баре “Кемури” в окрестностях Токио. Йоханнес Шонерр встретился с ним, чтобы поговорить о его карьере, исчезновении с экранов, о возвращении и планах на будущее.

Прежде всего, я хотел бы поговорить немного о Японии 80-х - начала 90-х годов. Потому что я думаю, это было особенное время, которое началось с “Безумной дороги грома” Сого Исии [1980], потом перешло в панк-кинематограф, и в конечном итоге к киберпанку. Существовала очень тесная связь между музыкантами и режиссерами.

Это потому, что режиссеры очень любили музыку. И часто просили любимых музыкантов поработать с ними.

Многие режиссеры сами занимались музыкой. Как Сигеру Изумия, например ... [Примечание: певец народного протеста 70-х Изумия снял свой ранний эксцентричный киберпанковский фильм “Порошок смерти” в 1986 году, сильно опережая направление жанра, которое позже проявилось в таких фильмах, как “Тэцуо” и “Пиноккио 964”]

Да, часто музыканты сами участвовали в съемках. Они писали и саундтрек и снимались как актеры. Немного позже музыканты начали делать свои собственные фильмы. Многие режиссеры сколачивали собственные команды. И все были под влиянием Сого Исии, я думаю.

Вы ведь работали с Сого Исии…

Сначала я работал с Шинья Цукамото в качестве ассистента режиссера в фильме “Тэцуо”. Но нельзя сказать, что я действительно был ассистентом режиссера. Я просто немного помогал ему. Позже я работал у Сого Исии уже в качестве реального ассистента, и первым фильмом был “Мастер шиацу”, 1989 года. Он был короткометражным.

А как вы начали снимать собственные фильмы?

Мне очень нравилось кино, и я играл в музыкальной группе. Это привело меня к работе в компании, которая занималась продвижением музыкального видео шумовых групп на концертах. Параллельно с этим, я уже думал о собственных фильмах, и после того как стал ассистентом Исии, я просто захотел снять собственный фильм.

На сайте упоминается, что ваш самый первый фильм вышел в 1986 году, и назывался “Металлические дни”.

Я его снял с членами своей группы и их друзьями, когда был еще студентом.

Потом вы сняли “Рвототеррористку”, очень панковский по своей эстетике фильм.

Его я сделал с теми же людьми, что и “Металлические дни”.

Рвототеррористка (Gerorist, 1987, 12 mins, Super-8, color) Настоящая панк-агрессия, с несанкционированными съемками в публичных местах без предупреждения. Злобная девушка с явными тяжелыми расстройствами, едет в токийском метро, агрессивно перемещаясь с места на место, от машины к машине, иногда катаясь по полу. На улице в Сибуя, она нападает на офисных служащих.

Кто была та девушка, сыгравшая в “Рвототеррористке”?

Ее зовут Чиеми Эндо. Она была актрисой театра. Мы были знакомы, и я попросил ее сыграть роль в фильме. После этого фильма она оставила свою актерскую карьеру.

Должно быть, ей было очень тяжело нападать на всех тех пешеходов. Где происходили эти съемки?

Съемки проходили в Сибуя и в метро. В то время, когда мы делали этот фильм, уличные перформансы начали становиться модными в Японии. Люди вытворяли невероятные вещи на улицах. Поэтому фильм было легко снимать.

Но я полагаю, что многие прохожие были недовольны и сердились на нее. Они выглядят именно такими.

Нет, нет. Совсем наоборот. Я просто пригласил прохожих в наш фильм. Мы подходили к ним и предлагали сняться в кино. Многие, конечно, удивлялись. Но все были рады поучаствовать. Они думали, что это своего рода перформанс.

После “Рвототеррористки” вы сделали “Caterpillar”...

Да.

Caterpillar (1988, 33 mins, Super-8, color) Самый экспериментальный и, возможно, один из самых тревожных фильмов Шодзина Фукуи. Никакого сюжета, за исключением некоторых ранних отсылок к киберпанку. По ощущениям больше похоже на бэд-трип под ЛСД ... который вдруг позволяет нам понять, как работают мозги настоящего психопата.

Мне особенно понравилась первая часть фильма. Это очень странно ... особенно с учетом звуковых эффектов.

Все эти звуковые эффекты я сделал сам. Было некое ощущение музыки, которая нужна в первой части. Это был чистый эксперимент.

Во второй части есть девушка в золотой маске, которая очень странно и пронзительно смеется...

Это был мой смех, который мы пропустили через блок спецэффектов. То же самое мы делали и с остальным звуком.

“Caterpillar” я бы определил как психо-фильм.

Я бы сказал, что изучение крайних психических состояний лежит в области моих интересов. Это очень трудно объяснить словами. Психика находится за пределами физики. Иногда психика сильнее. Вот что мне интересно.

Можно понять, что происходит с девушкой в “Рвототеррористке”. Затем это становится более выраженным в “Пиноккио 964” и “Любителе резины”. В основе киберпанка всегда было тело превращающееся в технологию, но в вашем случае это голова, в которой переходят трансформации психических состояний.

Тот момент, когда мозг подавляет тело является наиболее интересным для меня. Это момент психического прорыва. Моя цель заключается в том, чтобы попытаться описать этот момент. В этот момент вспыхивает новая энергия. Эту энергию я называю психической. Когда психическая сила берет верх, она прорывается сквозь физические пределы. Для описания этого момента и процесса я использовал рвоту как образ.

“Пиноккио 964” (1991, 96 мин, 16 мм, цвет) Буратино был когда-то человеком, но был похищен злобной корпорацией. Ему сделали лоботомию и превратили в секс-раба киборга для продажи. Лесбийская пара, неудовлетворенная своим рабом, вышвыривает его на улицу. Он бродит бесцельно по городу и встречает бездомную девушку, Химико. Они влюбляются ... и к Пиноккио в конце концов возвращается память. Его месть обрушится на корпорацию, и она будет ужасна. Химико и Пиноккио, конечно, являются самыми безумными образами которые только появлялись в японском кино. Быстрый, громкий, и, безусловно, сумасшедший фильм.

Химико с помощью Пиноккио достигает наивысшей точки психического прорыва в конце фильма.

Да, именно так.

Вы написали сценарий к “Пиноккио 964”?

Да.

Мне очень нравится Химико.

В самом начале, она была просто штатным сотрудником. Я очень долго занимался кинопробами, чтобы подобрать актрису. В результате, перед началом съемки, я предложил эту роль ей. Я обучил ее в течение одной недели, и мы сразу начали снимать.

В титры она вписана как Onn-chan. Это ее прозвище?

Да, мы придумали ей прозвище для титров. После “Пиноккио…” она больше не снималась.

А как зовут того актера, который сыграл Пиноккио?

Хадж Судзуки. После окончания съемок, он вернулся в свой родной город и женился. Его родители были фермерами. Он остался жить там.

То есть актеры не продолжили работу в кино после этого фильма?

Да, большинство актеров перестали принимать участие в кино после “Пиноккио 964”. В основном, это были члены моей группы, а не актеры. Они просто прошли через период киноэкспериментов. Для них, делать музыку и сниматься в фильме были равнозначными вещами. Но после “Пиноккио 964”, они почувствовали, что этот виток завершился.

“Пиноккио 964” очень “партизанское” кино, особенно в тех сценах, где Пиноккио бежит по улицам Синдзюку.

Половина сьемок была нелегальной, половина с разрешениями. На сегодняшний день вообще нельзя снимать без разрешений. Сейчас с этим строго.

Только в порно это до сих пор возможно.

(Смеется)

Вы должны были получить разрешение на съемки в метро, я полагаю?

Да, а также от полиции, и прочих служб.

Ну а для съемок на улице это не нужно?

Даже для съемок на улице я получал разрешение.

У вас было разрешение на съемку сцен с Пиноккио, бегущего по Синдзюку?

Нет. Я использовал тактику резких, внезапных съемок, таких “неожиданных выпадов”. И это более эффективная тактика, если хотите задействовать на экране обычных прохожих. Для таких сцен лучше не придумаешь. Но для размеренной и вдумчивой работы нужно получать разрешение, в противном случае полиция отреагирует очень быстро.

Какие-нибудь интересные случаи связанные со съемками можете вспомнить?

Людям из магазинов, перед которыми мы снимали, все это очень нравилось, и они с интересом наблюдали. Иногда даже приглашали нас на обеды. Потому что это большая редкость, когда кто-то снимает фильмы в такой экстремальной манере. Им понравилось это. Я думаю, они воспринимали это как своего рода перформанс.

Финальная сцена фильма очень напоминает концовку “В плохом вкусе” Питера Джексона.

Мне нравится этот фильм. Я его посмотрел после того, как снял “Пиноккио 964”. И был был очень удивлен, приятно удивлен. Я еще подумал тогда, что где-то далеко, на другой точке земного шара есть такой же как я, и занимается теми же вещами.

По поводу иностранных фильмов - были такие, которые повлияли на вас и вашу работу?

“Бегущий по лезвию” был для меня очень важным. Первый японский прокат у него был не очень успешным, в местном кинотеатре его крутили только в течение недели. Я присутствовал на всех сеансах в течение этой недели, с утра до вечера пересматривал. Иногда я был единственным зрителем на весь зал. Еще пересматривал зомби-фильмы много раз ...

Какие именно?

[Фукуи осматривает коллекцию DVD на полке за спиной, вынимает две коробки] Ах, вот, “Рассвет мертвецов” и “День мертвых” Джорджа Ромеро. Еще “Ночь живых мертвецов”. В общем, ромеровские зомби-фильмы ... Я очень внимательно их смотрел. Смотрел даже перед сном, и очень крепко и спокойно спал после этого (смеется).

А из американского андерграунда?

Хм ... Часто смотрел фильмы Кеннета Ангера. “Восход скорпиона”, например.

Как насчет японских фильмов?

В Японии не было такого рода фильмов. В принципе, я смотрел только зарубежные фильмы. Был, правда, один фильм, который я пересматривал много раз. Это “Клан Инугами” Кон Итикавы. Я имею ввиду оригинальную версию, 1976 года. С помощью этого фильма я учился редактированию. Мне нравилось это.

“Пиноккио 964” был показан на кинофестивале в Роттердаме. Вы ездили туда на показ?

Нет, меня там не было. По чистой случайности, один программист из Роттердама посмотрел “Пиноккио 964”, когда был в Японии. Ему понравилось, и он быстро организовал показ там.

То есть вы не знаете о реакции той аудитории?

Нет. Позже тот программист рассказал мне, что все прошло очень хорошо ... Показал мне даже фотографии аудитории. Это было здорово.

Eirin (Ассоциация, контролирующая производство и прокат кино) требует сокращений для японского релиза фильма?

Они проверяли фильм много раз, но так и не вырезали ничего. На протяжении проверки я должен был объяснять все сцены фильма снова и снова. В результате он получил рейтинг “R”.

В каких кинотеатрах Японии показывали фильм?

В Nakano Musashino Hall в Токио, но его больше не существует. Потом в Нагое, Осаке, Киото, Кюсю, наверное в Хоккайдо.. Названия кинотеатров я к сожалению не помню. Фильм отправился в большой кино-тур по многим местам Японии.

Какова была реакция японской аудитории?

В принципе, аудитория была не совсем киношная, большая часть - люди, связанные с музыкой. Они приходили просто на событие. Показ фильма по атмосфере больше напоминал живой концерт. Мы договаривались с кинотеатром на определенные дни. Например, в такие дни многие люди идут, чтобы послушать экстремальную шумовую музыку, потому что такое случается очень редко. В местах, где мы показывали фильм была очень домашняя атмосфера.

“Пиноккио 964” был выпущен в 1991 году. После этого вы сразу начали работать над “Любителем резины”?

Да, сразу после “Пиноккио 964”, я начал готовиться к съемкам “Любителя резины”. Он вышел в 1996 году. Этот фильм занял у меня пять лет работы.

“Любитель резины” очень сильно отличается от “Пиноккио 964”. Все происходит внутри маленькой комнаты...

В “Пиноккио 964” очень много экшна, “Любитель резины” – более тихий и статичный фильм. В “Любителе резины” новым обьектом моих исследований стала клаустрофобия.

Маленькая группа актеров делает этот фильм очень напряженным.

Да, именно так. И это ощущение присутствует у хикикомори в моем новом фильме “The Hiding”.

Я слышал, что во время съемок “Любителя резины”, команде запрещено было разговаривать.

Да, разговаривать было запрещено. Работали молча. Таким образом, все актеры чувствовали себя разделенно. Думаю, и для съемочной группы и для актеров это было тяжело.

А как насчет спецэффектов? Они выглядят очень качественно.

Со мной работали два художника по спецэффектам. В “Пиноккио 964” было по-другому. Там все делал я и актеры.

После “Любителя резины” вы были на пике славы, но быстро исчезли из кинематографа...

После того, как фильм прошел в кинотеатрах, он вышел на видео. Затем я устроился на работу в компанию, занимающуюся видео. Меня это очень заинтересовало. Я проработал там около 10 лет и не делал кино вообще.

На тот момент вы решили, что уже достаточно исследовали психические состояния?

Да, я подумал, что этого достаточно, и хотелось чего-то нового. Тогда я столкнулся с видео. И проработал целое десятилетие в этом бизнесе. Но за это же время я написал много сценариев. Иногда крупные компании просили меня написать что-то, но мои сценарии всегда были слишком экстремальными для них и не были реализованы.

В это же время вы сделали документальный фильм о создании “Go” режиссера Исао Юсикады.

Да, это было частью моей работы в компании.

“The Hiding” был первым фильмом после того, как вы вернулись в независимое кино.

Сначала я работал как независимый режиссер, потом работал бизнесе, а теперь я снова хочу вернуться в независимое кино. Я просто задал себе вопрос, в какой атмосфере мне будет лучше снимать свои фильмы. И решил, что независимая сцена все таки лучше.

В “ The Hiding ” вы возвращаетесь к своим старым темам, к вопросам психики ...

Я хочу интерпретировать жанр хоррора в другом ключе. Я хочу показать новые пути. Я очень люблю фильмы ужасов, я изучаю их, так что это не то, что я хочу создать новый жанр. Но я хочу посмотреть на него под другим углом.

В “ The Hiding ”, главные ужасы происходят в голове девушки ...

Да, возможно на бессознательном уровне, корни этого интереса – внутренний мир персонажей, их внутреннее психическое состояние.

В старых интервью, вы говорили, что планируете снять фильм о вирусе.

Я планировал сделать такой фильм с одной крупной компанией. Но сценарий оказался для них слишком экстремальным, и сотрудничества не получилось. Теперь, я думаю, что должен снять его сам.

Это будет ваш следующий большой проект?

Я уже начал работу над ним. Это только прототип большого фильма. В нем объектом моих исследований является вирус. Я сделал только первый шаг в этом направлении и хочу раскрыть эту тему.

В настоящее время все еще можно найти актеров, готовых к такому сумасшествию, какое творилось в “Пиноккио 964”?

Да, есть еще такие люди. В своем новом фильме, после “ The Hiding ”, я уже работаю с такими людьми. Фильм называется “S-94”. Это название вируса. У меня в команде такие же люди, какие работали в “Пиноккио 964” и “Любителе резины”.

Речь идет про органический вирус, который заражает людей? Или это компьютерный вирус?

Да, это болезнетворный вирус, который заражает людей. И изменяет их сознание.

Вы видели фильм “Вирус” Киндзи Фукасаку?

Да, видел. Он про ортодоксальный вирус. Я же хочу дать новую интерпретацию, как бы рассмотреть новую ситуацию. Мой вирус создан человеком. Ученые начали создавать кое-что с совершенно иной целью, а случайно получили новый вирус. Но это не биологическое оружие, как в фильме Фукасаку. Мой “S-94” является частью большого проекта. В нем участвует много других режиссеров со своими короткометражками. Несколько позже я покажу “S-94” в кинотеатрах. Я сделал две версии фильма: 30-минутный и 15-минутный вариант.

Как вы думаете, сегодня труднее или легче работать в независимом кино?

Все зависит от человека.

С одной стороны, сегодня мы получили более дешевые технологии, такие как цифровое видео, например, с другой - исчезла большая андеграундная сцена, поддерживающая независимые проекты.

Сегодняшняя ситуация с независимой сценой очень интересная. В прошлом вам нужна была большая команда. Работа была трудной, потому что кроме целлулоида ничего не было. Теперь один человек может делать все самостоятельно. Первый шаг к созданию фильма сейчас сделать очень легко. Если вы можете зарекомендовать себя как режиссер, да еще и продвигать кино посредством DVD, то понятие “официального” и “независимого” кино становятся равнозначными. Конечно, это включает в себя и интернет. С другой стороны, прокат независимого кино неприбыльное дело. Существует много кино-комплексов, но они показывают только самые известные фильмы. Кинотеатров, которые показывают независимые фильмы, стало очень мало. У многих людей сейчас есть домашние кинотеатры, и они могут посмотреть двд дома. У них большие экраны, хорошие проигрыватели, звук, им не нужно идти в кинотеатр. Люди могут качать кино из интернета. Все это очень интересно.

Что бы вы хотели сказать напоследок?

Я уже упоминал, что эти десять лет я провел вдали от кино ... Я любил аналоговый звук и изображение. А на протяжении этих десяти лет начал интересоваться цифровыми технологиями. Научился с ними работать, и теперь буду использовать их в следующих работах.



Рейтинг@Mail.ru